Простое решение
проблемы ОВР. 9.5. Вторая рекомендация. Лобовое столкновение
участников
Вы
хотите познавать химию и
профессионально, и с удовольствием?
Тогда вам сюда! Автор методики
системно-аналитического изучения
химии Богунова В.Г. раскрывает тайны
решения задач, делится секретами
мастерства при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ,
ДВИ и олимпиадам
Сегодня немного отступлю от собственного
стиля - художественную часть сокращу до минимума. Почему? Некогда. Я
готовлю грандиозный проект - видеоконференции! Да не простые, а на
профессиональной платформе. Сейчас проходит стадия апробации и, что
скрывать, моего обучения в качестве ведущего. Признаюсь, мне все это
очень даже нравится. Приглашаю всех желающих принять участие в моих
профессиональных онлайн-занятиях. Мы легко подготовимся к ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ,
олимпиадам по химии и биологии, научимся решать задачи и писать сложные
реакции. Самое главное, все это можно сделать в уютной домашней
обстановке, под чашечку ароматного чая с плюшками от Фрекен Бок.
Подробную информацию о видеоконференциях можно прочитать на моей
странице ВК.
Вернемся к основной теме публикации. Кстати,
статья даже меет эпиграф - отрывок из детского стихотворения Сергея
Михалкова:
По крутой тропинке горной шёл домой
барашек черный
И на мостике горбатом повстречался с
белым 6pатом
Помотал один рогами, уперся другой
ногами...
Как рогами ни крути, а вдвоём нельзя
пройти.
В предыдущих публикациях я начала разбирать
технологию написания окислительно-восстановительных реакций методом
полуреакций. Мы поговорили об окислителях и восстановителях, о
расстановке коэффициентов, о коррекции среды. Я познакомила вас с Первой
Рекомендаций, смысл которой - определить, кто из участников ОВР
окислитель, а кто восстановитель, если оба находятся в промежуточной
степени окисления.
Сегодня перейдем к изучению второй
рекомендации. Ее значение очень важно не только для написания ОВР, но и
для определения возможности протекания ряда реакций, в принципе.
Вторая рекомендация
Если окислитель и восстановитель -
один и тот же элемент, но в разных соединениях, с разными степенями
окисления, то продукт обеих полуреакций, как правило, одно и то же
вещество.
Пример
Написать реакцию,
протекающую при смешивании водных растворов сульфата марганца и
перманганата калия
1. Записываем участников процесса и
уравнения реакций диссоциации для сильных электролитов
2. На градационной шкале степеней окисления
ставим точку окислителя (+7) и точку восстановителя (+2). Начинаем вести
стрелки в направлении протекания процесса: окислитель - вниз,
восстановитель - вверх. И что мы видим? Между этими двумя точками есть
еще две точки - со степенью окисления +4 (для оксида марганца (IV)) и со
степенью окисления +6 (для манганат-иона). Оба участника закрывают свои
продукты на одной из точек. На какой? Вспоминаем теоретические экскурсы
предыдущих статей. В нейтральной среде продуктом восстановления
перманганат иона будет оксид марганца (IV). Значит, и второй участник
реакции образует продукт именно в этой точке. Вот вам и лобовое
столкновение двух баранов в одном месте горбатого мостика.
Хочу рассказать еще о некоторых аналогичных
реакциях. Часто в ЕГЭ звучит реакция между железом и оксидом железа (III).
Нарисуйте градационную шкалу степеней окисления и вы увидите
единственную точку между ними +2 (оксид железа (II)). Помните об этом!
3. Выписываем полуреакцию для окислителя и
восстановителя и составляем электронный баланс.
4. Записываем полное ионное уравнение,
сокращаем одноименные ионы, дописываем ионы-неучастники и составляем
молекулярное уравнение.
Ссылки на статьи, в которых очень подробно
разобрана технология написания окислительно-восстановительных реакций:
Вы до сих
пор не умеете писать ОВР?! Я вас научу! 9.1 Кто вы, господа окислители и
восстановители?
Вы до сих
пор не умеете писать ОВР?! Я вас научу! 9.2 Секреты метода полуреакций
Если вам кажется, что учитель химии не
умеет писать ОВР, то вам не кажется. 9.3 Коррекция среды
Вам еще не надоело учить ОВР на память? 9.4
Первая рекомендация. Who-is-who, если непонятно?
Полный каталог статей репетитора Богуновой В.Г. вы найдете на странице сайта
Статьи репетитора
На странице ВК я
анонсирую свои публикации, вебинары, уроки, рассказываю и показываю
решение задач и заданий, выкладываю новинки теоретического
материала, конспекты и лекции.
Добавляйтесь ко мне в друзья ВК,
и вы всегда будете в курсе всех событий, связанных с подготовкой к
ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам!
Подписывайтесь на
YouTube-канал Репетитор по химии и биологии. Ежедневно появляются новые вебинары, видео-уроки, видео-консультации, видео-решения заданий ЕГЭ.
Пишите мне в WhatsApp
+7(903)186-74-55
Приходите ко мне на
занятия, я помогу вам изучить химию и биологию, научу решать любые
задачи, даже самые сложные.
Репетитор В.Богунова
|