Ой, мама, я влюбилась
в ОВР!
9.7.
Хроматы-дихроматы -
братья-акробаты
Вы
хотите познавать химию и
профессионально, и с удовольствием?
Тогда вам сюда! Автор методики
системно-аналитического изучения
химии Богунова В.Г. раскрывает тайны
решения задач, делится секретами
мастерства при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ,
ДВИ и олимпиадам
Утром меня разбудил вызов по скайпу.
Подключившись, я увидела девчонок из группы Фабрика. Их радостные
физиономии в обрамлении желтых кудрей "А-ля Блонд" не предвещали ничего
хорошего. И действительно, через секунду раздались оглушительные вопли:
Ой, мама, я влюбилась,
ой, мама, ты б не злилась,
Ой, мама, не смогла,
голову потеряла.
Ой, мама, я влюбилась,
ой, мама, ты б не злилась,
Ой, мама, не смогла, он
позвал, а я пошла.
Пойду, пойду в лес
гулять, абы ягодки искать.
Ой, подруженьки мои, аууу!
где же вы?
Расскажите про него, про
дружочка моего.
Где, в какой он стороне,
расскажите мне.
Я не успела опомниться, как раздался звонок
по вотсапу. Машинально я подключилась по видеосвязи. Мама дорогая! Да
это же рыжая бестия - Маша Распутина собственной персоной!
Ой, мама, ой, скучно идти
домой,
Скучно одной мне идти
домой-ой-ой
Ой, мама, ой, скучно идти
домой,
Скучно одной мне идти
домой-ой-ой
Ой, мама, ой, скучно идти
домой,
Скучно одной мне идти
домой-ой-ой
Ой-о-у-о-у-эй!
Фонарей оранжевых мячики
света не дают,
А нахальные хулиганчики о
любви поют.
И от песенок этих
песенок, что летят во тьму,
То ли страшно мне, то ли
весело даже не пойму.
Ой, мама, ой, скучно идти
домой,
Скучно одной мне идти
домой-ой-ой
Ой, мама, ой, скучно идти
домой,
Скучно одной мне идти
домой-ой-ой
Ой, мама, ой, скучно идти
домой,
Скучно одной мне идти
домой-ой-ой
Ой-о-у-о-у-эй!
У меня закружилась голова. С одной стороны -
желтые девочки, с другой - рыжая Маша! Желтые - рыжая, желтые - рыжая,
желтые - рыжая! И они так орали, что у меня буквально заложило уши!
Нужно что-то делать! Нужно что-то делать! Что?! Где-то я уже встречала
такое сочетание цветов?! Где?! Желтые - рыжая, желтые - рыжая, желтые -
рыжая! Вспомнила! Ура! Хроматы-дихроматы - братья-акробаты!
Все! Больше не хочу слушать дикие вопли
экзальтированных девиц. Пойду-ка, лучше, к братьям хроматам-дихроматам -
крутым окислителям. С ними такие ОВР-ки написать можно! Это что-то! Ой,
мама... Я, кажется, влюбилась в ОВР! Итак, поехали!
Сегодня мы продолжим знакомиться с
портретами известных окислителей, вернее, с продуктами их
восстановления. Их нужно помнить, чтобы написать ОВР методом полуреакций.
Хроматы
Хроматы - соли хромовой кислоты H2CrO4.
Почти все хроматы имеют желтую окраску. Некоторые из них применяют в
качестве красок (PbCrO4 - желтый крон - служит для приготовления желтой
краски).
Хроматы устойчивы только в щелочной среде.
При подкислении раствора, желтая окраска хромата сменяется на оранжевую
дихромата, в следствии перехода хромат-иона в дихромат-ион. На этом
основано получение бихроматов из хроматов и наоборот:
2K2CrO4 + H2SO4 → K2SO4 + K2Cr2O7 + H2O
K2Cr2O7 + 2KOH → 2K2CrO4 + H2O
Дихроматы
Дихроматы - соли дихромовой кислоты H2Cr2O7
оранжевого цвета. Устойчивы в кислой среде. Образуются при подкислении
растворов хроматов. В нейтральной среде существует равновесие между
хромат- и дихромат-ионами
Хроматы и дихроматы - сильные окислители.
При этом Cr+6 восстанавливается до Cr+3
_1.jpg)
Задание второе - выучить окраску хроматов и
дихроматов, характер среды для каждого и три точки продуктов их
восстановления.
На ваш вопрос "Где первое задание?", отвечу - в статье
"Хватит бояться
ОВР! 9.6. Галерея классических окислителей. Перманганат"
представлены три точки продуктов восстановления перманганат-иона,
которые вы должны были выучить.
Внимательно прочитайте примеры ОВР с
участием хроматов-дихроматов в различных средах и попробуйте прописать
их самостоятельно.
1) В кислой среде
_2.jpg)
2) В нейтральной среде
_3.jpg)
3) В щелочной среде
_4.jpg)
На закуску дарю небольшую подборку вариантов
30-х заданий ЕГЭ с хроматами-дихроматами. Попробуйте выполнить задания и
написать ОВР методом полуреакций. Правильность написания ОВР можно
проверить по готовым молекулярным уравнениям реакции.
Задание 30 (9
вариантов с решением)
Из предложенного перечня веществ выберите
вещества, между которыми возможна окислительно восстановительная
реакция, и запишите уравнение этой реакции. Допустимо использование
водных растворов веществ. Составьте электронный баланс, укажите
окислитель и восстановитель.
1) гидроксид натрия, дихромат калия, хлорид
бария, диоксид кремния, соляная кислота
K2Cr2O7 + 14HCl → 2KCl + 2CrCl3 + 3Cl2 +
7H2O
2) дихромат калия, сульфат меди, серная
кислота, бромид калия, гидроксид алюминия
K2Cr2O7 + 6KBr + 7H2SO4 → Cr2(SO4)3 + 4K2SO4
+ 3Br2 + 7H2O
3) карбонат бария, оксид меди (I),
концентрированная серная кислота, гидрокарбонат натрия, дихромат натрия
Na2Cr2O7+3Cu2O+10H2SO4→6CuSO4+Cr2(SO4)3+Na2SO4+10H2O
4) раствор серной кислоты, гидроксид меди (II),
дихромат калия, диоксид кремния, сульфат железа (II)
K2Cr2O7+6FeSO4+7H2SO4→K2SO4+Cr2(SO4)3+3Fe2(SO4)3+7H2O
5) дихромат калия, сульфит натрия, нитрат
калия, нитрат бария, аммиак
K2Cr2O7 + 3Na2SO3 + 4H2O → 2Cr(OH)3 +
3Na2SO4 + 2KOH
6) гидроксид калия, силикат калия, хромат
калия, гидроксид лития, нитрит натрия
2K2CrO4 + 3NaNO2 + 5H2O → 2Cr(OH)3 + 3NaNO3
+ 4 KOH
7) дихромат натрия, серная кислота, иодид
натрия, силикат калия, нитрат магния
Na2Cr2O7 + 6NaI + 7H2SO4 → Cr2(SO4)3 + 3I2 +
4Na2SO4 + 7H2O
8) нитрат аммония, дихромат калия, серная
кислота, сульфид калия, фторид магния
K2Cr2O7 + 3K2S + 7H2SO4 → Cr2(SO4)3 + 3S +
4K2SO4 + 7H2O
9) сероводород, хромат натрия, бромид
натрия, фторид калия, серная кислота, нитрат магния
2Na2CrO4+6NaBr+8H2SO4 →
Cr2(SO4)3+3Br2+5Na2SO4+8H2O
Ссылки на статьи, в которых очень подробно
разобрана технология написания окислительно-восстановительных реакций:
Вы до сих
пор не умеете писать ОВР?! Я вас научу! 9.1 Кто вы, господа окислители и
восстановители?
Вы до сих
пор не умеете писать ОВР?! Я вас научу! 9.2 Секреты метода полуреакций
Если вам кажется, что учитель химии не
умеет писать ОВР, то вам не кажется. 9.3 Коррекция среды
Вам еще не надоело учить ОВР на память? 9.4
Первая рекомендация. Who-is-who, если непонятно?
Простое решение проблемы ОВР. 9.5. Вторая
рекомендация. Лобовое столкновение участников
Хватит
бояться ОВР! 9.6. Галерея классических окислителей. Перманганат
Полный каталог статей репетитора Богуновой В.Г. вы найдете на странице сайта
Статьи репетитора
На странице ВК я
анонсирую свои публикации, вебинары, уроки, рассказываю и показываю
решение задач и заданий, выкладываю новинки теоретического
материала, конспекты и лекции.
Добавляйтесь ко мне в друзья ВК,
и вы всегда будете в курсе всех событий, связанных с подготовкой к
ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам!
Подписывайтесь на
YouTube-канал Репетитор по химии и биологии. Ежедневно появляются новые вебинары, видео-уроки, видео-консультации, видео-решения заданий ЕГЭ.
Пишите мне в WhatsApp
+7(903)186-74-55
Приходите ко мне на
занятия, я помогу вам изучить химию и биологию, научу решать любые
задачи, даже самые сложные.
Репетитор В.Богунова
|